О маркетинге в соцсетях. Узнал "Клуб петербургских маркетологов"

29.04.2010 В Петербурге прошёл семинар «Маркетинг в социальных сетях. Мода или эффективный инструмент?», организованный «Клубом петербургских маркетологов». Перед участниками мероприятия выступили представители московского и петербургского SMM-агентств Greenpr и «Грин» и портала spbIT.ru. Докладчики рассказали о возможностях продвижения с использованием таких ресурсов, как «ВКонтакте», Twitter, LiveJournal и др.

С развитием социальных сетей в Интернете появляются и новые виды маркетинга, имеющие свои особенности и преимущества. Для успешного ведения бизнеса не стоит закрывать глаза на такие мощные ресурсы, собирающие различную аудиторию и дающие новые возможности для продвижения компаний. Это касается не только сегмента SMB, но и крупных компаний, некоторые из которых уже используют новые каналы для маркетинга.

Об особенностях маркетинга в различных социальных сетях и его влиянии на продажи рассказал в своём докладе генеральный директор SMM-агентства Greenpr Дамир Халилов. Выступающий отметил, что не стоит пренебрегать такими ресурсами, как социальные сети, сравнив их со спортивным стадионом, где находится большое количество зрителей, которые пришли не с целью что-либо купить, но вполне могут отреагировать на правильные предложения. Пользователи изначально заходят в соцсети не с целью покупки – но благодаря грамотному маркетингу именно на таких сайтах компании могут найти целевую аудиторию и не просто продвигать свои продукты и услуги, а совершать прямые продажи онлайн.

Г-н Халилов коротко рассмотрел возможности нескольких наиболее популярных и актуальных для маркетинга в сети ресурсов. Доступ к огромной и разномастной аудитории даёт, прежде всего, сеть «ВКонтакте» (даже с учётом того, что около трети зарегистрированных там пользователей не являются реальными людьми). Среди возможностей сайта – баннерная реклама (с использованием таргетинга – отбора аккаунтов по интересам, позволяющего демонстрировать рекламу только целевой аудитории), создание брендовых групп или использование уже существующих и ставших популярными групп (в последнем случае заключается договоренность с создателями сообществ), а также разработка флеш-приложений, которые вполне могут служить эффективным инструментом продаж и продвижения.

Ещё одним особенным ресурсом является Twitter, довольно популярный в Европе и только начинающий «раскручиваться» в России, но уже интересный в качестве канала продвижения продуктов и услуг. Twitter позволяет с зарегистрированного аккаунта писать короткие сообщения (не более 140 символов), мгновенно отображающиеся в лентах «друзей». Несмотря на краткость информации, ресурс вполне подходит для различных компаний, желающих оперативно оповещать своих потенциальных клиентов о новых предложениях и постоянно поддерживать контакт с аудиторией. Многие корпоративные блоги редко обновляются или вообще «мертвы» – часто это связано с необходимостью больших временных затрат на написание и согласование рекламных и новостных текстов компаний. Для постоянного поддержания клиентов в курсе последних новостей компании пользователям Twitter достаточно выделять не более 10 минут ежедневно на публикацию коротких сообщений. При этом надо уметь заинтересовать пользователя ёмким, ярким текстом, делая акцент не на новой акции, услуге или продукте, а на том, что ему действительно интересно. Например, в случае продвижения турагентства это могут быть туристические заметки о различных местах, путёвки в которые хочет продвигать компания. В итоге даже клиент, уже купивший путёвку, в дальнейшем не будет «отписываться» от новостей и продолжит получать информацию, которая поможет удержать его и, возможно, повлияет на дальнейший выбор туроператора. В России Twitter ещё только набирает аудиторию, но, по словам Дамира Халилова, потенциал у него есть. Более того, агентством GreenPR уже были успешно реализованы некоторые проекты продвижения в Twitter, о которых также рассказал докладчик. Также одним из наиболее перспективных направлений в плане маркетинга г-н Халилов назвал работу с сетью Facebook, набравшей уже порядка миллиона активных пользователей. В эту сеть уже начинает идти крупный бизнес.

 

Перспективным направлением Дамир Халилов считает продвижение в Twitter, несмотря на то, что в России этот сервис пока не пользуется такой популярностью, какую приобрёл на Западе
Перспективным направлением Дамир Халилов считает продвижение в Twitter,
несмотря на то, что в России этот сервис пока не пользуется
такой популярностью, какую приобрёл на Западе


Далее выступающий обозначил основные механизмы продаж в сети. Это схема, аналогичная «Директ мейлу», подразумевающая подписку на новости сайта компании (новости аккаунта или сообщества компании в соцсетях), генерация заявок (например, группы в контакте, где, помимо чтения предложений от компании, пользователь имеет возможность оставить собственный запрос, указав свои требования и финансовые возможности). Также перспективным является механизм получения целевых посетителей – при помощи таргетинга, максимально просто осуществляемого в соцсетях, где пользователи заранее указывают круг своих интересов, географическое положение и пр. По данным исследований компании GreenPR, пользователи, пришедшие на сайт по ссылке из сети «ВКонтакте», проводят на ресурсе на 20 % меньше времени, чем другие. При этом такие посетители осуществляют покупки на этом ресурсе на 30 % чаще обычных. Это объясняется тем, что, приходя на сайт из поисковых систем, клиент ничего не знает о ресурсе, на который зашёл, и, соответственно, дольше изучает его, прежде чем принять решение о покупке. В социальных сетях пользователь может изучить всю информацию о предлагаемых товарах или услугах, посмотреть фотографии и видеозаписи, задать вопрос администрации и получить нам него ответ, прочитать отзывы других пользователей и перейти по ссылке на сайт, будучи уже готовым совершить покупку и не тратя время на изучение нового ресурса. «В данном случае группа выступает в роли продавца-консультанта, а сайт – в роли кассира», – сравнил Дамир Халилов.

Ещё одним способом является автономная торговля. Многих потенциальных клиентов отпугивает процедура перехода на другой сайт из соцсети. В данном случае стоит совместить «продавца» и «кассира», внедрив систему онлайн-покупки прямо в социальную сеть. Осуществить это позволяют, например, флеш-приложения «ВКонтакте», среди которых уже существуют специально разработанные интернет-магазины. Такие приложения дают возможность пользователю выбрать нужный товар, положить его в «корзину» и оформить покупку. Также осуществлять автономную торговлю в соцсетях можно и с помощью создания групп, где указаны контакты компании для клиентов, желающих совершить покупку, либо дана ссылка на аккаунт представителя организации, к которому можно обратиться с заказом.

 

Эффективным вариантом для продаж в соцсетях является создание онлайн-магазинов в качестве приложений
Эффективным вариантом для продаж в соцсетях является
создание онлайн-магазинов в качестве приложений


Последний способ продвижения в сети, описанный Дамиром Халиловым, – продажи по рекомендациям, то есть продвижение, например, через положительные отзывы в постах популярных блогеров. В качестве успешного проекта выступающий привёл пример маркетинга компании Apple, практически полностью построенного на рекомендательном формате.

Следующим выступил генеральный менеджер SMM-агентства «Грин» Антон Пугаченко, представивший классификацию методов продвижения в социальной сети «ВКонтакте». Достаточно действенной является тизерная баннерная реклама, в которой нет прямого упоминания рекламируемого продукта и пользователей привлекает «загадка» – что же всё-таки рекламируется. Запустить рекламную кампанию «ВКонтакте» может любой желающий. Стоимость «клика» (от 0,5 рубля) рекламодатель определяет сам, но для эффективных продаж, как пояснил г-н Пугаченко, она должна составлять не менее 3 рублей.

Эффективной для онлайн-маркетинга, как уже говорилось ранее, может оказаться брендированная группа, дающая возможность объединения пользователей в рамках одного бренда. При этом численность группы уже будет показателем признания данного бренда для новых клиентов. Через саму группу будет возможно донести информацию о компании, описания продуктов, новости, а также важным станет интерактивное общение с пользователями. Официально продвигать группы «ВКонтакте» можно с помощью вышеупомянутой тизерной рекламы. Но стоимость одного вступившего в таком случае обойдётся рекламодателю в 30 рублей, что достаточно дорого по сравнению с альтернативными методами, о которых рассказал Антон Пугаченко. Одним из таких методов является продвижение с помощью специально зарегистрированных аккаунтов, рассылающих приглашения в группу. Оптимальное количество профайлов для данного метода – 40. С меньшим количеством аккаунтов число привлекаемых пользователей будет недостаточно из-за ограничения на количество рассылаемых сообщений с одного аккаунта в сутки. В итоге компания практически бесплатно получает пользователей, которых также можно выбирать таргетированно.

При использовании уже существующих тематических групп, где может «обитать» целевая аудитория, размещать контент, не опасаясь бана, можно на основе партнёрских программ с администрацией. В целом для эффективного продвижения достаточно использование 15 подобных групп. Как объяснил докладчик, с бОльшим числом аккаунтов и, соответственно, приглашённых участников контролировать маркетинг будет уже довольно сложно. Минусом такого способа является отсутствие возможности таргетинга.

Далее с докладом об использовании тематических коммьюнити в LiveJournal в качестве инструмента пиара новых медиа рассказала выпускающий редактор проекта «Инфокоммуникации онлайн» Лидия Снарская. В качестве успешного подобного реализованного кейса выступающая упомянула совместный проект «Инфокоммуникаций онлайн» и компании «Скай Линк» – 3G-Club. Г-жа Снарская рассказала об истории проекта, идея которого возникла после успешного проведения компанией «Скай Линк» всероссийского конкурса для региональных журналистов «Топ-10 столиц мобильного Интернета», созданного для популяризации темы развития мобильных сетей третьего и последующих поколений среди журналистов. На базе московского портала «Инфокоммуникации онлайн» ICT-Online.ru был создан специальный раздел 3G-Club, ставший своего рода «энциклопедией» 3G. На сайте собрана общая информация о развитии технологий беспроводной связи, а также регулярно публикуются последние новости, касающиеся сетей новых поколений в России и в мире, интервью с представителями компаний, деятельность которых связана с беспроводной связью, и аналитика. Одновременно с ресурсом было создано сообщество 3G-Club в LiveJournal, посвящённое той же тематике. Изначально проект в ЖЖ задумывался как площадка для свободных обсуждений экспертами (журналистами, аналитиками и представителями компаний) последних новостей о развитии новейших беспроводных технологий. В итоге коммьюнити за 9 месяцев собрало более 400 специалистов, заинтересованных темой строительства сетей последних поколений, стало единственным подобным пространством для экспертов, и на данный момент проект признан компанией «Скай Линк» состоявшимся и успешным.

 

Совместный проект компании «СкайЛинк» и «Инфокоммуникации онлайн» — 3G-Club — был запущен летом 2009 года
Совместный проект компании «Скай Линк» и «Инфокоммуникации онлайн»
3G-Club
был запущен летом 2009 года


В завершение встречи консультант рекламного агентства «Амби Маркетинг» Илья Москвин рассказал участникам семинара о западном подходе к корпоративному блогингу и популярности этого направления в англоязычных странах. Хорошим способом продвижения служат также видеоролики, создаваемые компаниями специально для собственных блогов. Продвигать сами ролики можно в том числе и с помощью Twitter. Компания «Амби Маркетинг» с некоторых пор также ведёт свой корпоративный блог в Интернете, куда выкладывает специально подготовленные тематические видеоролики, в том числе, например, интервью со специалистами рынка.

В целом мероприятие вызвало положительные отклики участников и собрало в сумме более 30 человек из различных компаний, которые на протяжении всего семинара задавали докладчикам многочисленные вопросы.

«Тема мероприятия была достаточно актуальна. Я посетил семинар, потому что сейчас мы планируем заниматься продвижением компании «Нордика» и ряда b2b услуг в социальных сетях LinkedIn, Twitter, Flickr, «ВКонтакте». Хотелось узнать, какие есть мнения по этому поводу, как далеко ушел прогресс. Были представлены некоторые полезные технологии продвижения, интересно также было слушать дискуссии. В итоге я утвердился во мнении о том, что нужно использовать различные соцсети и разные пути продвижения в них. Одни сети хорошо подойдут для b2b, другие – для b2c. Интересно то, что для работы с российским рынком b2b сейчас нет специализированной площадки. Если говорить о западных странах, то это, наверное, в первую очередь LinkedIn, Facebook, Twitter – у нас же они пока не очень популярны», – прокомментировал представитель центра делового сотрудничества «Нордика» Григорий Харитидис.

Оригинал материала


Возврат к списку

 

Заявка
Введите код

Впишите слово, которое
видите на картинке
показать другую

Регистр букв не имеет значения